Шедруб Линг
Цонкапа

Цонкапа

«Шедруб Линг» придерживается в своей практике традиции тибето-монгольского буддизма, а в частности — школы гелуг, основанной в XIV веке Ламой Цонкапой. Цонкапа Лобсанг Драгпа (1357-1419) — один из величайших буддийских наставников Тибета, чьё влияние на состояние теории и практики буддизма выражено в одном из титулов, присвоенных ему его учениками — «Второй Будда».

Лама Цонкапа

Главной заслугой Ламы Цонкапы считается обширная и глубокая систематизация существовавших в его время в Тибете учений Сутры и Тантры. Взяв за основу работу великого индийского наставника Атиши «Светоч на Пути к Пробуждению», описывающую последовательные стадии буддийской практики начиная с самого начала и до конечной её цели, Лама Цонкапа составил два фундаментальных труда — «Большое руководство по этапам Пути к Пробуждению» и «Этапы Пути Мантры», исчерпывающе описав в них систему буддийской практики, приводящую буддиста к высшей цели — Пробуждению, обретению состояния будды. Вся первая половина его жизни прошла в непрерывном обучении отдельным предметам теории и практики буддизма у самых выдающихся знатоков его времени — наставников из школ кадам, сакья, кагью и ньингма, то есть всех основных школ буддизма в Тибете, однако его труды были не только теоретическими: Цонкапа известен и как искусный йогин, достигший состояния будды в срок одной жизни.
Особая заслуга Ламы Цонкапы заключается в ясном разъяснении философии мадхьямака-прасангики, изложенной индийским наставником Нагарджуной. Вслед за ним и его учениками, Цонкапа в своём «Большом руководстве» и ряде других работ продемонстрировал неразрывную связь учений о взаимозависимом возникновении и о пустотности, развеяв многие заблуждения, бытовавшие насчёт учения о пустоте среди тибетских лам того времени. Поскольку учение о пустоте представляет собой самое сердце Учения Будды, вклад Дже Цонкапы в его благополучное сохранение и осуществление в нашем мире сложно переоценить.

Основанная Ламой Цонкапой школа гелуг (букв. «приверженцы добродетели») на сегодняшний день является наиболее широко распространённой и влиятельной среди всех других школ тибетского буддизма. Исторически, начиная с XVI века, школа гелуг преобладает в Монголии, позже распространилась она и между теми монгольскими народами, что в XVII-XVIII веках вошли в состав России — у калмыков и бурят. Школа гелуг преобладает также и у тувинцев и алтайцев, исповедующих буддизм.

Хотя в «Шедруб Линге» и присутствует несколько практик, происходящих из школ кагью и ньингма, основная часть учений и практик принадлежит линиям преемственности, сохраняющимся в школе гелуг, а обучение теории целиком строится на наследии Ламы Цонкапы и других наставников, принадлежащих к этой традиции.