Шедруб Линг
Буддизм на Урале в наши дни

Буддизм на Урале в наши дни

Буддизм на Урале начал возрождение с начала 90-х годов ХХ века, когда в Екатеринбурге и Челябинске сформировались сравнительно крупные сообщества, заинтересованные в изучении Учения Будды. К середине 90-х оно разделилось на группы, занимающиеся уже не буддизмом «как таковым», а принадлежащие к конкретным школам тибетского буддизма — это были школы карма-кагью и «Дзогчен-община» Намхая Норбу Ринпоче. В конце 90-х — начале 2000-х в Екатеринбурге, благодаря визитам Еше Лодоя Ринпоче и геше Джампа Тинлея, возникло несколько буддийских общин, ориентирующихся на школу гелуг. В настоящее время в Свердловской и Челябинской областях, не считая «Шедруб Линга», существуют следующие буддийские объединения:



Кагью

Самое крупное буддийское сообщество Уральского региона состоит из нескольких местных общин и групп, принадлежащих к «Российской Ассоциации буддизма Алмазного Пути традиции карма-кагью», духовным главой которой является Кармапа XVII Тхайе Дордже. Лама Оле Нидал, основной проповедник карма-кагью на Западе, регулярно посещает Урал с лекциями и посвящениями — первый раз он побывал в столице Свердловской области в 1993 году. Екатеринбургский и челябинский дхарма-центры — старейшие на Урале, они были образованы в самом начале 1990-х, а зарегистрированы как местные религиозные организации в начале 2000-х. Помимо этого, небольшие карма-кагьюпинские группы есть в Каменск-Уральском и Ивделе. Оба центра располагают собственными помещениями, что выделяет их из всех остальных буддийских групп, которые существуют в городах Урала. Есть на Урале и ретритный (затворнический) центр карма-кагью, который с 2008 года строится на берегу озера Аргази.

Помимо карма-кагью, в Екатеринбурге есть и другой дхарма-центр, принадлежащий к линии кагью: это учреждённый в 2015 году центр «Падмапани», относящийся к школе дрикунг-кагью. Духовный глава его — Сонам Джорпхел Ринпоче, время от времени посещающий Екатеринбург с учениями. Другой лама школы дрикунг, часто бывающий на Урале — Игорь Лопатин.


 

Ньингма

Екатеринбургская группа практикующих дзогчен существует с 1992 года и относится к международному сообществу «Дзогчен-община». Существует такая группа и в Челябинске. Как и к местным карма-кагьюпинцам, к ним тоже на регулярной основе приезжают учителя-инструкторы с целью образования. Духовным главой их является тибетский наставник Намхай Норбу Ринпоче.

В 2005 году в Челябинске образовалась группа направления риме «Путь бодхисаттвы», которая в последние годы наиболее активна на Южном Урале среди всех остальных местных буддийских общин. Придерживаясь «несектарного» подхода к буддийской практике и приглашая учителей самых разных школ и традиций, в том числе и не относящихся к тибетскому буддизму, «Путь бодхисаттвы», тем не менее, ориентируется прежде всего на школу ньингма.

В разные годы на Урал приехжали такие ламы-ньингмапинцы, как Патрул Ринпоче, Дзатрул Ринпоче, Лхагпа-лама и Сонам Дордже (Олег Поздняков). Кроме их учеников, на Южном Урале есть и немногочисленные последователи традиции ламы Дандарона.


 

Гелуг

Несмотря на то, что именно школа гелуг уже несколько веков преобладает в «исторически-буддийских» регионах России, сообщество последователей этой школы на Урале является наиболее децентрализованным среди всех остальных приверженцев тибетского буддизма в регионе. Это объясняется тем, что такие организации, как бурятская «Буддийская традиционная сангха России», «Объединение буддистов Калмыкии» и другие ориентированы прежде всего на работу в собственных регионах, а за пределами этих регионов — на взаимодействие с местными этническими диаспорами. Так, например, в 2006–2010 годах действовала учреждённая БТСР «Уральская буддийская общиина г. Екатеринбург», ориентированная на работу с бурятами-студентами уральских вузов, однако быстро распалась. Другим примером взаимодействия БТСР с уральцами является группа в Нижнем Тагиле, которая периодически приглашает к себе для лекций Цультим-ламу (Антона Щеглова), штатного ламу Петербургского дацана.

Однако большинство гелугпинских групп Урала связаны не с бурятскими или калмыцкими, а с тибетскими наставниками, которые время от времени приезжают сюда для лекций и посвящений. Первым таким ламой стал Еше Лодой Ринпоче, посетивший Екатеринбург в 1997 году; с его благословения в городе был основан центр «Лотос», однако просуществовал он недолго. В 1995 году в Екатеринбурге сформировалась небольшая группа учеников другого тибетского ламы, постоянно проживающего в России — геше Джампа Тинлея, которая позже получила название «Ваджрапани». Пик её деятельности пришёлся на 2007–2009 года, когда в город часто приезжал их наставник; сейчас в ней состоит всего несколько человек.

Помимо Ело Ринпоче и Джампа Тинлея, в 2010-х годах Урал посешали такие геше-ламы школы гелуг, как Нгаванг Тукдже, Джампа Доньод, Шараб Данзан, Еше Табгье и Кентрул Ринпоче, однако отдельных групп их учеников не сложилось. Отдельно нужно сказать о приездах в 2016–2017 годах геше Джампа Дагпы, который является резидентным наставником московского центра ФПМТ «Ганден Тендар Линг». Благодаря его визитам укрепились возникшее несколько ранее учебные группы ФПМТ в Нижнем Тагиле и Качканаре («Лама Цонкапа», на базе «Шедруб Линга»).


 

Другие школы

Помимо школ тибетского буддизма, в разное время в Екатеринбурге и Челябинске существовали группы последователей дзэн-буддизма (сото и риндзай) и буддизма Тхеравады. Не имея связи с более крупными централизованными организациями, эти группы просуществовали недолго, были немногочисленны и быстро распались. Кроме того, в Свердловской области регулярно проводятся курсы медитации (випассаны) по системе Сатья Нараяна Гоенки.


О НАС