В последние дни перед наступлением восточного нового года по российским СМИ прокатилась волна сообщений о готовящемся сносе буддийского монастыря на горе Качканар, которая не утихла и по сей день. Однако тревогу подняли не сами качканарские буддисты. Сообщения о соответствующем предписании разослал в СМИ начальник Качканарского райотдела судебных приставов С. Н. Помещенко, стараясь привлечь внимание общественности к этому неоднозначному решению суда, которое он, в силу своих должностных обязанностей, должен приводить в исполнение.
Качканарских буддистов нельзя упрекнуть в нежелании решить вопрос с регистрацией прав на занимаемый ими крохотный пятачок земли на вершине горы Качканар законным путём. Эта деятельность была начата ими ещё в 2002 г., как только в Качканаре была зарегистрирована местная религиозная организация — а именно таким организациям, согласно законодательству РФ, предоставляется право бесплатной аренды земельных участков. Хотя строительство по факту началось ещё в 1995 г., сразу зарегистрировать такую её было невозможно — дело в том, что в России не существует какой-либо единой организации, которая бы объединяла в себе все буддийские общины страны. На сегодняшний день в Свердловской области существуют 6 относительно крупных буддийских общин (а также несколько мелких групп), однако лишь 2 из них, включая буддистов Качканара, имеют государственную регистрацию. До 2015 г. зарегистрировать местную религиозную организацию можно было лишь от имени уже существующей централизованной, — либо имея справку о существовании в данной местности религиозной группы в течение 15 лет. Так только договорённость с одной из российских буддийских ЦРО была достигнута, буддисты Качканара начали деятельность по узакониванию своего местонахождения.
Вызывает недоумение тот факт, что, хотя руководству ГОКа было известно о строительстве практически с самого его начала, оно не предпринимало никаких активных действий по его остановке — хотя, по его сегодняшним уверениям, планы разработки прилегающего к буддистам участка горы у них были уже тогда. На момент начала действий по регистрации земли и активных контактов с ГОКом — то есть 14 лет назад — на горе было построено всего лишь четыре небольших помещения, а также одна ступа. Не проще ли было решить вопрос о приостановке строительства и о переезде именно тогда? Но постановление суда буддистам вручили в тот момент, когда на горе уже вырос целый комплекс зданий, включающий как сакральные сооружения — ступы, так и целый ряд хозяйственных и служебных построек, возведённый ценой огромных усилий сотен людей, приезжавших на гору Качканар для помощи в строительстве со всей страны.
С момента, как буддисты официально заявили о своём существовании на горе, на ней выросли не только здания. За эти годы строящийся качканарский монастырь превратился в достопримечательность поистине регионального масштаба. Он стал центром притяжения не только местных верующих-буддистов, но и туристов и паломников — причём не только со всего Уральского региона, но и со всей России, а также из-за рубежа. На гору Качканар приезжали гости и туристы из Европы, США, Монголии, Китая, Японии; За 2015 г. монастырь посетило почти 2900 человек — с учётом его труднодоступности цифра более чем внушительная, и от года к году она растёт. В связи с этим ничуть не удивительно, что качканарская мэрия в этот период старалась сделать всё возможное, чтобы вопрос о регистрации земли был так или иначе решён в пользу буддистов.
Возведённые на горе Качканар ступы, — символические сооружения, внутри которых помещаются разнообразные священные реликвии — имеют не только религиозное значение. Дело в том, что качканарские ступы — первые в России, возведённые за пределами «исторических» буддийских регионов страны — Калмыкии, Бурятии и Тувы, и в этом отношении имеют все основания считаться историко-культурными памятниками. В этом свете вопрос об их сносе встаёт ещё более остро. Надо сказать, что в последний раз с санкции государства буддийские ступы сносили в 1930-е годы, в разгар антирелигиозных репрессий, когда буддизм наряду с остальными традиционными религиями России стал жертвой атеистической политики советского руководства. Буддизм тогда пострадал больше всех: к 1940 г. в стране не осталось ни одного действующего храма или монастыря. За исключением единиц, все они были разрушены. От этой катастрофы российский буддизм не оправился и по сей день.
Столь жестокие действия в отношении буддистов исходили из общей идеологической установки коммунизма, гласящей, что любая религия, будучи «опиумом для народа», отвлекает этот народ от решения насущных проблем — а самые насущные проблемы, стоящие перед человечеством, находятся, согласно этой идеологии, в экономической плоскости. С тех пор прошло 80 лет, в стране сменился политический строй, однако текущий конфликт, в котором поневоле пришлось участвовать буддистам горы Качканар, тоже лежит в области экономики: их религиозный комплекс, согласно данным ГОКа, мешает освоению местного месторождения. Однако между событиями 1930-х годов и нынешними есть одно важнейшее различие: в те годы все ресурсы, изымавшиеся у религии, — и материальные, и человеческие — хотя бы шли на пользу самой стране, не покидая её пределов. Однако холдинг «Evraz Group», которому принадлежит ГОК и поступает вся прибыль от разработки качканарских месторождений, зарегистрирован в Люксембурге. Штаб-квартира его находится в Лондоне — как и футбольный клуб «Челси», приобретённым крупнейшим совладельцем холдинга — Р. Абрамовичем.
Конечно, невозможно отрицать, что он платит полагающиеся налоги в российскую казну, а ГОК — обеспечивает работой немалую часть населения города Качканара. Именно на этом и делает акцент местное управление холдинга, пытаясь оправдать в глазах общественности своё безапелляционное намерение снести строящийся буддийский монастырь. Однако масштаб проблемы, создаваемой для него присутствием буддистов на горе Качканар, представляется преувеличенным. Дело в том, что, согласно имеющимся в распоряжении буддийской общины документам, т. н. Собственно-Качканарское месторождение не заходит на ту крохотную территорию, которую они занимают. Фактически, они располагаются на самой границе обязательной в случае осуществления горнодобычи санитарной зоны, в пределах которой запрещено любое проживание людей. Казалось бы, самым простым и безболезненным решением была бы небольшая коррекция этой зоны — к тому же, если данный участок земли, даже находясь в рамках этой зоны, не будет срываться, то и требовать непременного сноса всех строений на нём отнюдь не обязательно. Возможно, у руководства холдинга имеются какие-то иные причины настаивать на своём решении?
Тем не менее, к началу 2010-х гг. конфликт вокруг горы Качканар стал достоянием широкой общественности. уддисты направили обращение по поводу сложившейся ситуации в приёмную президента, которая перенаправила его в правительство Свердловской области. В результате, в конце марта 2014 г. по инициативе представителя губернатора СО Д. П. Чувардина было организовано совещание, на котором присутствовали представители прокуратуры, судебных приставов, комитета по защите прав человека, департаментов лесного хозяйства и природных ресурсов, мэр Качканара, управляющий директор «Евраза» и сами качканарские буддисты. На нём зампред правительства СО Я. П. Силин предложил подобрать для монастыря новое место, при этом «Евраз», по его мысли, должен был посодействовать переезду. В начале лета буддисты вместе с мэром Качканара выбрали такой участок — это оказалась гора Мохнатка к северу от вершины Качканара, рядом с пос. Косья. Для регистрации этой земли были подготовлены нужные документы, и 2 июля состоялось второе совещание. Продлилось оно всего 15 минут, и на нём было заявлено, что «необходимо следовать прежде достигнутым договорённостям». Я. П. Силин вновь заявил, что «правительство обяжет „Евраз“ помочь с переездом». Однако сразу после его окончания юристы ГОКа вручили представителю буддийской общины документы для суда.
Суд состоялся 25 августа, и на нём — без каких-либо гарантий содействия переезду со стороны ГОКа, а также в отсутствии положительного решения о выделении нового участка на Мохнатке — было вынесено решение о сносе монастыря. Причём снос этот, согласно этому решению, должен был быть осуществлён силами самой буддийской общины. Они должны были не только собственноручно разрушить здания — результат многолетнего тяжелейшего труда, но и снести ступы. Однако разрушение ступ, согласно буддийскому учению — это одно из пяти тяжелейших злодеяний, которые только может совершить человек. Оно стоит в одном ряду с убийством родителей, и приравнивается к пролитию крови самого Будды. В свете принятого в 2013 г. закона о защите прав верующих, который предусматривает наказание за умышленную порчу или уничтожение «предметов религиозного поклонения», это решение выглядит ещё более абсурдно — ведь суд обязал уничтожить святыни как раз тех, кто в них верит!
В связи с этим неудивительно, что на протяжении 2015 г. буддисты в ответ на предписания судебных приставов писали им объяснительные с отказом от сноса. И вот 27 января 2016 г. на очередном заседании у мэра качканарским буддистам вручили документы на новый участок вместе с очередным предписанием о сносе монастыря в срок до 1 марта. Каким образом они должны посреди зимы переехать на новую вершину, до которой не существует не то чтобы автомобильной дороги, но даже пешеходной тропы — вопрос риторический.
15 февраля по инициативе агентства «Интерфакс» в Екатеринбурге состоялась пресс-конференция с представителями качканарской буддийской общины. Представитель службы судебных приставов сообщил, что община вправе подать в суд просьбу о перенесении выполнения этого решения. При этом представитель департамента лесных ресурсов подтвердил, что строения находятся не в самом месте залегания полезных ископаемых, а в пределах санитарной зоны предполагаемых разработок — вопреки свежему комментарию регионального управления «Евраза» по связям с общественностью о том, что монастырь находится непосредственно над месторождением. Встреча буддистов с директором ГОКа состоится в ближайшие дни, и надежда на решение вопроса с минимальным для обеих сторон ущербом ещё сохраняется. Хотелось бы, чтобы те, от кого зависит принятие такого решения, прислушались к мнению одного из ведущих российских учёных буддологов, переводчика Далай-ламы и главного редактора единственного в стране общебуддийского журнала «Буддизм России» А. А. Терентьева, который считает, что если в этом вопросе власть имущие пойдут навстречу качканарским буддистам, это — хотя бы отчасти — явится возмещением того урона, который понёс от властей российский буддизм в ХХ веке.
Статья опубликована в региональной среднеуральской газете
«Радар», №8 от 25 февраля 2016 г., с. 11
|
|
Комментарии ()