26 января правительство Свердловской области обсудит выселение общины Шедрублинг с горы Качканар. На встрече будут присутствовать наши представители. "Евраз КГОК" уже поставил в лесу вокруг горы свои КПП, и с ноября мы находимся на осадном положении: доступ на гору заблокирован не только для общинников, но и для туристов.
Община хочет, во-первых, еще раз подчеркнуть: ключевой вопрос - постоянное присутствие наших дежурных на горе. Без них комплекс быстро разграбят. Когда обсуждалось трехсторонее соглашение с вице-губернатором Бидонько и "Евраз КГОКом", мы прямо говорили об этом принципиальном условии. Вице-губернатор сказал: давайте пока подпишем основные соглашения, позже решим и этот вопрос. Но наши требования вернуться к проблеме проигнорировали. При необходимости мы готовы опубликовать запись встречи.
Во-вторых, некоторые качканарцы поддались медийному гипнозу и, как по бумажке, повторяют, что буддистская община разорит весь город. Менеджеры "Евраз КГОКа" через СМИ вбивают людям в голову: если не снести монастырь, остановится новый карьер, остановится город. Поэтому ниже мы развеем четыре лживых пункта, по которым нас обвиняют.
"Евраз КГОК" вел активную информационную войну против монастыря последние несколько недель: в печати и Интернете появилось множество, как мы считаем, заказных статей, которые натравливают местных жителей на буддистов. Для очернения общины создали новые группы в соцсетях. После Нового года наиболее оскорбительные посты удалили - вероятно, чтобы избежать юридического преследования.
Ложь № 1. Монастырь строят в опасной близости от места взрывных работ.
Расположение комплекса Шедрублинг относительно границ Собственно-качканарского месторождения перекрывает все нормы безопасности - в плане разлета осколков, действия ядовитых газов и ударной волны. Это мнение ветерана горного дела Ивана Канисева, проработавшего 18 лет именно на взрывных карьерных работах и защитившего с отличием институтский диплом по теме карьерной разработки ресурсов. Он имел дело как с советскими взрывными технологиями, так и современными - более локальными по воздействию.
Канисев, никак не связанный с общиной Шедрублинг, по своей инициативе сделал двухчасовой фильм, в котором опровергает заявления менеджмента "Евраз КГОКа" и подконтрольных ему СМИ. В этом фрагменте он ссылается на федеральное санитарное законодательство и делает расчет по стандартной формуле из федеральных правил безопасности при взрывных работах: https://youtu.be/d5ZUZGmMznA Согласно расчету, максимальный радиус разлета осколков на карьере СКМ - 550 м, а монастырский комплекс удален от ближайшей границы нового карьера на 1300 м, если считать по прямой линии. Дополнительные защитные факторы - более 200 м перепада высот и густой лес.
Поселок Валериановск много лет находился ближе к действующему карьеру, чем монастырь. Жители его, по словам Канисева, страдают от действия ядовитых газов, образующихся при взрывах, но "Евраз КГОК" не обращается к этой проблеме.
За зиму 2021 года на карьере СКМ провели несколько взрывов. Для дежурных в строящемся монастыре они ощущались как едва слышные хлопки. При этом лесные КПП, которыми "Евраз КГОК" с ноября блокирует гору для общинников и туристов, находятся ближе к взрывам, однако дежурство на них проходит круглосуточно, без эвакуации людей на время взрывных работ.
СКМ начали разрабатывать на его самой ближней к строящемуся монастырю границе. В декабре на Ютубе выложили в целом хамское по отношению к общине интервью с горным диспетчером "Евраз КГОКа" Татьяной Рождественской, однако даже она утверждает: так как карьеры разрабатываются вглубь, опасность для окружающего пространства с годами будет только снижаться.
Ложь № 2. Если не снести монастырь на горе, город Качканар вымрет.
Собственно-качканарское месторождение начали разрабатывать в сентябре 2020 года, и община не стала для этого помехой. "Евраз КГОК" с энтузиазмом рапортует, что титаномагнетитовой руды хватит на сто лет. Комбинат планирует создать на новом карьере всего 135 рабочих мест, при этом часть специалистов, вероятно, будут нанимать со стороны.
В заказных статьях говорится, что Качканару грозит социальный коллапс. На самом деле, он уже происходит и в городе и на комбинате. Комбинат бьет рекорды по Свердловской области по производственной смертности и ущербу для природы, в некоторые годы занимает первое место в соответствующих списках. Аварии с кранами, карьерными самосвалами, покалеченные люди - материалы о таких происшествиях можно легко найти в Интернете. По мнению работников, причина - в экономии комбинатом на необходимых мерах безопасности и экологичности.
В некоторые периоды в городе Качканар смертность в три рада превышает рождаемость; в городе нет современных культурных площадок, пустует краеведческий музей. В 2006 году без достаточных оснований закрыли горнолыжную трассу по дороге от Западного карьера к горе, а подконтрольная комбинату городская Дума блокирует проекты новых горнолыжных комплексов.
Местные жители про политику комбината говорят: как барин решил, так оно и будет. Для сноса монастыря нет оснований, так же, как их не было для уничтожения горнолыжной трассы. Самое реалистическое объяснение этих решений: менеджеры корпорации хотят максимизировать стоимость своих акций и заранее устраняют все информационные поводы, способные повлиять на рыночную стоимость активов "Евраз КГОКа".
Ложь № 3. Община зарабатывает с потока туристов на гору, при этом не платит налоги.
Община никогда не продавала туры на гору Качканар и в строящийся монастырь. Для посетителей, при возможности добровольцев, проводятся экскурсии, их поют чаем. Посетители могут на свое усмотрение оставить подношение - не более того. Мы благодарны за все пожертвования; тем не менее за выходные дни их общая сумма обычно более чем скромная.
В ноябре 2020 года "Евраз КГОК", как говорят охранники комбината, взял в аренду лес вокруг горы Качканар и поставил свои пропускные посты со шлагбаумами. В будние дни на гору попасть вообще нельзя, а в выходные - можно только по пропускам "Евраз КГОКа", хотя взрывные работы на карьерах в выходные дни не проводятся. Мы своими силами сделали на сайте общины форму для автоматической отправки заявок: https://travel.shedrub-ling.ru
Ложь № 4. Монастырь находится в промышленной зоне Собственно-качканарского месторождения. Вершину горы уже разрабатывают.
Это фантазия журналистов, которые, с одной стороны, путаются в названиях местных поселков, датах и фактах, а с другой, осмысленно занимаются дезинформацией. Монастырь находится не в промышленной зоне СКМ, а в санитарной зоне - на безопасном расстоянии от нового карьера у подножья горы.
Заявление "на вершине горы уже ведутся взрывные работы" - абсурдный вымысел. Пока никто не взрывает природную достопримечательность Свердловской области. В репортажах, заявляющих об этом, удивительно покорное согласие журналистов с такими планами.
В советское время на горе вырыли опытный карьер, отправили образцы на пробу и в результате отказались от идеи разрабатывать саму горы: порода, составляющая Качканар, слишком бедна рудой. А в 1953 году был составлен отчет о геологической разведке на Собственно-Качканарском месторождении.
"Евраз КГОК" через подконтрольные СМИ публикует сомнительные геологические карты, на которых обозначена густая сетка новых разведочных скважин: однако с помощью квадрокоптера можно легко увидеть, что на этом месте растет лес. Члены общины видели, что в 2010-е годы два лета на юго-восточном склоне горы, рядом со смотровой площадкой западного карьера, действительно велись геологоразведочные работы. Работала маленькая субподрядная бригада; работники пьянствовали и предлагали задешево продать общинникам дизельное топливо, потому что буровикам оно было не нужно. Мы видели десяток пробуренных скважин, каждая глубиной около двух метров; а необходимая глубина бурения для такой доразведки - несколько десятков метров. После себя бригада оставила в лесу немного металлолома и узкие просеки.
В целом, позиция общины неизменна: сосуществование комбината и монастыря; поиск компромисса в кризисе, созданном "Евраз КГОКом"; развитие туризма в Качканарском и Нижнетуринском городских округах. Уже сегодня уральский Шедрублинг - место буддистского поклонения с мировой известностью и важный туристический бренд Свердловской области. В январе в городе Нижняя Тура поставили большую ледяную скульптуру в форме одной из буддистских ступ на горе Качканар. Несмотря на жесткий пропускной режим "Евраз КГОКа" на гору в выходные поднимается до 300 туристов в день.
Важнейший вопрос, который нужно решить в ближайшее время, - постоянное нахождение дежурных общины в строящемся монастыре. "Евраз КГОК" и вице-губернатор Бидонько настаивают на их удалении с горы, но без дежурных весь комплекс, безусловно, разграбят. Лицемерно говорить о важности сохранения буддистских объектов, но не допускать дежурных для их обслуживания.
|
|
Комментарии ()