Началось все это очень давно. На горе Качканар, что находится на Среднем Урале, пересекались самые разные интересы. Древние скалы, укрытые среди зарослей можжевельника, низкорослых кедров и сосен, знают много историй о шаманах, здесь практиковавших, о вогулах, скрывавшихся на горе от немилости императрицы, о сторожевых отрядах русской армии, о вольных наемниках калмацких людях (те самые калмыки, правое крыло Чингисхана, что были еще на пути к теперешним калмыцким степям), о царевичах Сибирского ханства (одна из деревень, у подножия, даже называется Кучум), о золотоискателях бродивших по округе, о геологоразведке набурившей скважин вдоль и поперек. Хватало всего.
У разных народов название Качканар, хоть и различное в произношении, имело схожий звуковой ряд, а главное схожее значение, выглядевшее как Гора черных водяных змей, исполняющих желания. И действительно, встречающаяся здесь гадюка не серая, а черная. И желания, что загадывают шепотом, при встрече со змеей, сбываются. И озеро, говорят, есть в недрах, под горой. Но об этом позже.
Тут же, рядышком, неотделимо от горы Качканар, стоит ее младшая сестра — гора Долгая. Именно на ней и расположился город Качканар. Несомненно, тот кто принял решение строиться здесь, был гений. В Китае, например, закрепление на таких местах вводится в ранг национальной политики. Любой, кто знаком с геомантией, сразу же отметит, что основная часть города, обращенная фасадом на север, имеет позади себя Черепаху (в виде горы Долгая), перед собой Красного феникса (в виде горы Качканар), сбоку Зеленого дракона (Гора любви). При всем, при этом, между городом и горой Качканар течет речка Выя, превращенная плотиной (гениально!) в Нижневыйское водохранилище, в изгибе которого находится полуостров, по всем канонам подходящий под Печать. Таким образом, люди, начавшие здесь строительство в 1957 г., оказались в Логове дракона (по правилам той же геомантии), что сулило им процветание и благополучие.
Собственно, город был заложен только по одной причине — добыча железо-ванадиевых руд. И вот, в 1963 г., Качканарский ГОК начал активную разработку Гусевского месторождения.
О том времени пишут с восхищением и гордостью. Еще бы! Комсомольская стройка, новые горизонты... Сюда ехали семьями и по одиночке, после службы в армии и по комсомольским путевкам. Молодые специалисты после институтов и, конечно же, зэки (куда без них). Город вырос компактным и уютным, со своей инфраструктурой и довольно крупными предприятиями, которые успешно разорили и уничтожили в 90-х. И вот, в итоге, на плаву остается, фактически, один Качканарский ГОК «Ванадий», ради которого, в общем-то, все и начиналось.
Большое скопление пришлого народа создало ситуацию, когда совместно стали жить люди различных мастей и культур. Потому не удивительно, что по некоторым данным в городе действует примерно 52 секты. Из них только четыре конфессии зарегистрированы официально. Не обошлось в Качканаре и без буддизма.
Лама Тензин Докшит появился на горе Качканар в мае 1995 г. После учебы в Бурятии и Монголии он, по совету своего наставника, приехал сюда осуществлять свой ритрит (практику уединения). Никогда не бывавший в этих местах, его учитель подробно описал и схематично нарисовал место будущего монастыря и дал название отшельническому центру — Шад Тчуп Линг (Место практики и реализации), а так же некоторые рекомендации и предсказания.
Первый год Лама Докшит жил фактически один, изредка навещаемый случайными туристами экстрималами. Затем начали появляться последователи. И вот, спустя более десяти лет, на горе образовалась небольшая монашеская община, не считая мирян, практикующих и приходящих на гору за учением. То, что сделано, за это время, воистину грандиозно. С помощью кувалды и подручных средств, среди скал выросли здания, пролегли дорожки. Все это гармонично вписалось, не нарушая природы. Добираться сюда тяжело, а вот уходить не хочется совсем. Место действительно особое. Надо сказать, что точки строительства монастырей никогда не были случайными, тем более буддийских. И это постоянно подтверждают приходящие мистики, экстрасенсы и прочие чудаки.
Люди в монастыре собрались как на подбор. У каждого за спиной столько, что хоть сейчас книгу пиши. Сказывается способность Ламы Докшит притягивать к себе подобных. Про самого Ламу слухи ходят разные, порой противоречивые. В прессе любят мусолить выплывшие от куда-то истории об участии, тогда еще Михаила Санникова (Тензин Докшит) в афганской войне. Знакомые рассказывают о его работе во многих интересных местах. Причем его осведомленность в совершенно разных областях наук и технологий поражает. Как-то раз я спросил его: — Михаил, как же это объяснить? Практически в любом вопросе вы проявляете совсем не поверхностные знания. Ну не можете Вы, за свои 45 лет, побывать и поучаствовать везде. Это невозможно физически! Откуда такие познания? Лама Докшит, улыбаясь, взял со стола коробок спичек и метнул его прямо мне в лоб. — Вот откуда, — были его слова. — У тебя все это уже есть в голове. Нужно только научиться открывать эту информацию. Конечно же до меня дошло. А как иначе? Я столько раз перерождался и столько раз учился... Спасибо, что не зажигалкой! Так вот. О знаниях дальше разговор и пойдет. А кое-что монахи, по всей видимости, знают.
И в годы кризиса, и во времена экономического упадка Качканарский ГОК оставался поддержкой города. Менялась обстановка, менялись хозяева, но градообразующее предприятие все глубже проникало во все структуры, обосновавшись даже в городской администрации. Социальные, культурные, спортивные программы, все создавалось для блага горожан. А замаячившая в перспективе разработка нового месторождения еще и обещает дополнительные рабочие места. Вот только разрабатывать ГОК собрался саму гору Качканар.
Запросы на выделение земли на горе Качканар, под строительство монастыря, буддийская община начала в 2001 г., сразу после своей регистрации, как религиозной организации. С того времени, в самых разных инстанциях удалось выяснить, что выбранное место находится за пределами контура залегания руд собственно — Качканарского месторождения. Не смотря на это, буддийская община систематически получала отказ от администрации города, которая, в свою очередь, ссылалась на письма главных специалистов ГОКа, о якобы опасной близости места строительства от будущих разработок.
Не имея соответствующего разрешения, монастырь обрел статус мобильного базового лагеря буддийской общины. Но все понимают, что это абсурд и буддисты не собираются никуда перемещаться. В течение двух последних лет, Качканарский ГОК всерьез начал заниматься подготовкой к новым разработкам. И во всей этой истории маленькая буддийская община выглядит чудовищем, мешающим прогрессу и развитию цивилизации. На самом деле, не останавливать же предприятие, заботящееся о всеобщем благе, из-за непонятных сектантов.
Никаких документальных фактов, кроме голых слов о том, что монастырь является помехой, со стороны ГОКа так и не предоставлено. Нет никаких документов на эту тему и у буддистов, кроме знаний, но это уже мистика.
А теперь мистика. Буддизм, пожалуй, единственная религия, которая не делит миры на врагов и друзей. Любое, даже самое злобное существо страдает от ядов ума, и учение Дхармы показывает как освободиться от страданий. Черные водяные змеи, отображенные в местных легендах (в учениях востока эти существа называются нагами), а так же духи местности и прочие демонические существа, живущие в глубине и на поверхности горы, действительно людей не жалуют. И на то есть веские основания. Некоторые из вредоносных действий, являются принципом существования в их мирах. Но особую враждебность вызывает изменение рельефа земли и разрушение природы (еще бы, они ее неотъемлемая часть!). Каким образом они вершат свою месть, описано во многих текстах разных религий. И то, что обстановка в отношении здоровья и смертности, в городе Качканар, далеко не благополучна, это факт.
В 2002 г., в буддийском монастыре Шад Тчуп Линг, была инициирована построенная ступа. Ступа (чортен, субурган) — один из важных атрибутов буддизма. Представляет собой памятник просветленному уму Будды, а так же является вертикальной моделью мироздания. Устанавливается в определенных местах, гармонизируя и структурируя вокруг себя пространство. Именно тогда упорядочился окружающий хаос. Здесь собираются существа от низин до существ высшего порядка. Так говорят монахи, о чем они умалчивают не трудно догадаться.
Однажды еще недостроенную ступу попытались перенести на один метр. Проблемы начали наваливаться еще за несколько дней до намеченных работ. Пока полуоглушенные люди (заметьте — практики и созидатели) не отказались от задуманного. Что будет, если монастырь снесут, не берется предсказать никто.
Конечно же, гору будут копать. Несомненно, у Качканарского ГОКа хватит и средств и людских ресурсов выдержать все неурядицы с погодой, авариями, сменами руководства и прочими помехами. И техноцивилизация, лет через сто, вычерпав последнюю тонну руды, преспокойно покинет эти места (примеры опустошенных сырьевых городов уже есть), оставив прозябать в небытие немногочисленную группу местных жителей (других предприятий, способных поддержать город нет и, учитывая политику, не предвидится). Эту битву проиграют все.
А может, будет все по другому? Может, появятся иные источники благополучия Качканара? Может быть, ступы сохранят, что бы хоть как-то сгладить удар по земле. И сотни тысяч существ будут рады жить рядом... Хотя, с другой стороны, сырьевой город для того и строился, что бы изжить самого себя и истощить окружающее пространство. Стоит ли его спасать?
Игорь Смирнов
|
|
Комментарии ()