В начале этого года наша община подготовила издание книги «Великие дебаты в Панадуре». Мы рады сообщить, что тираж уже отпечатан, и уже в ближайшее время книги будут доступны заинтересованным читателям.
Издание целиком подготовлено силами нашей общины — сюда входят и перевод, и редактура, и корректура, и создание макета. Финансирование печати тиража также осуществлено нашей общиной; также к проекту издания присоединился Буддийский бирманский центр традиции Тхеравада (Балашиха), духовный наставник которого дост. Ашин-ачарья выделил средства для увеличения тиража книги; то же сделал и дост. аджан Чатри Хемапандха, наставник санкт-петербургского храма «Буддавихара». Часть средств была собрана благодаря частным пожертвованиям. Общий тираж издания составил 500 экз.
Книга «Великие дебаты в Панадуре» посвящена драматическому эпизоду истории буддизма в XIX веке. В этот период народы, исповедовавшие буддизм, подвергались интенсивной христианизации со стороны западных держав. Одной из арен такого противостояния была Шри-Ланка, полностью оккупированная Британской империей в начале века. В стране действовало сразу несколько христианских миссий, принадлежавших различным направлениям христианства, которые пользовались режимом наибольшего благоприятствования со стороны колониального правительства. К середине века их успехи достигли таких масштабов, что могло показаться, будто буддизм вскоре полностью исчезнет со Шри-Ланки.
В этих условиях буддийская сангха начала активно противостоять христианским миссиям. Её борьба, однако, никогда не принимала насильственные формы: наиболее доступной формой выяснения претензий, которые предъявляли буддисты и христиане к учениям своих оппонентов, стали публичные дебаты, на которых присутствовали тысячи местных жителей. Целая череда подобных диспутов увенчалась в 1878 году крупнейшим устным противостоянием буддистов и христиан, которое состоялось в городке Панадура. Позицию буддистов представлял известный проповедник и оратор, буддийский монах Гунананда. В ходе двухдневных дебатов ему удалось опровергнуть все антибуддийские доводы местных христиан, и выдвинуть против положений христианского учения такие аргументы, на которые христианская сторона не смогла дать убедительного ответа. По единодушному решению аудитории, Гунанада одержал верх в этом диспуте.
Эта победа чрезвычайно воодушевила буддийское сообщество Шри-Ланки. Темпы христианизации страны сильно снизились, а затем и вовсе практически сошли на нет. Но эффект дебатов в Панадуре оказался гораздо шире, нежели преодоление кризиса буддизма на Шри-Ланке. Записи этих дебатов, опубликованные в местной англоязычной прессе, стали известны за пределами страны, на Западе, и были опубликованы в виде книги. Считается, что именно эта книга — «Великие дебаты» — стала поводом к тому, чтобы на Шри-Ланку в 1880 году прибыли первые люди с Запада с той целью, чтобы принять Прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе. Это событие фактически положило начало распространению буддизма в странах Запада, которое продолжается и по сей день.
Несмотря на то, что во время «Великих дебатов» в Панадуре между собой дискутировали буддисты Тхеравады и объединённая партия англикан, баптистов и католиков, поднятые в их оде вопросы были актуальны для всех направлений буддизма и христианства, так как затрагивали основополагающие учения обеих религий, не касаясь частностей. Это обстоятельство делает публикацию «Великих дебатов» актуальной для каждого, кто интересуется буддизмом и христианством в целом, а также их взглядами на учения друг друга. Характерно, что в современных полемических антибуддийских публикациях представителей Русской православной церкви встречаются аргументы, практически идентичные тем, что были озвучены в Панадуре почти полтора века назад. Это лишний раз свидетельствует, что настоящее издание текста «Великих дебатов», никогда до этого не публиковавшегося на русском языке, найдёт своего неравнодушного читателя.
Издание полного текста дебатов снабжено вступительной статьёй, посвящённой предыстории конфликта, а также процессам модернизации буддизма в XIX веке. В качестве приложения в книгу включены переводы двух коротких дидактических сочинений монгольского хамбо-ламы Агван-Хайдава, старшего современника Гунананды, написанных в форме диспута. В них Агван-Хайдав, как и Гунананда, доносит до своей аудитории основные положения буддийского учения, пользуясь доступным языком, яркими образами и доходчивыми сравнениями.
В Москве и Петербурге можно получить книгу, соответственно, в Бирманском буддийском центре и «Буддавихаре», а на Урале — у нас, в «Шедруб Линге». Помимо этого, можно заказать доставку книги на сайте издательства «Нартанг».Также, скорее всего, можно будет получить книгу на некоторых буддийских мероприятиях в Москве. Поскольку наше издание — некоммерческое, и продавать эти книги мы не собираемся, в обычных книжных магазинах её не будет. Всякий желающий может принять её в дар бесплатно. Впрочем, если у вас будет желание сделать пожертвование какой-нибудь из наших общин-участников издания — то, конечно, вы вольны это сделать, и его размер никоим образом не регламентируется.
Всем, кто уже сделал пожертвование в процессе сбора средств на печать тиража, экземпляр книги будет выслан бесплатно. Кроме того, через несколько месяцев мы планируем опубликовать книгу в электронном виде, чтобы познакомиться с ней смог каждый желающий — следите за нашими новостями!
|
|
Комментарии ()